«Дело». Продолжение

b 200 0 16777215 00 images DeloСреди прочих журналистов стоит выделить фамилии: Н.М. Ядринцева, А.П. Щапова, П.И. Якоби, Д.Д. Минаева. Многие из них были радикальными сторонниками действенных мер борьбы с самодержавием, однако реализовать свои мысли и убеждения в журнале им было крайне сложно. В журналистских кругах Благосветлов слыл журналистским эксплуататором, который нажил на своих журналах состояния, используя популярные идеи шестидесятничества в своих целях.

На экономической почве произошел конфликт между Благосветловым и молодыми журналистами предыдущей редакции, в результате которого из газеты ушли Н.В. Соколов, В.А. Зайцев, Д.И. Писарев. Но Благосветлов был непоколебим в своих убеждениях радикального западника без какого-либо народнического оттенка. Его формула: все для народа без народа.

Почти 18 лет журнал «Дело» слыл вторым после «Отечественных записок» журналом, имеющим глубокое влияние на читателя, но уступая «Запискам» в литературном вкусе, основательности и серьезности. Недоброжелатели и противники «Дела» называли журнал вульгарным и прямолинейным в проповеди материализма в отличие от своего литературного конкурента. Тем не менее, журнал имел значительное влияние на свою аудиторию, особенно в деревнях, где был наиболее распространен. У издания «Дело» была своя постоянная аудитория, в 1868 году ее тираж составлял 3500 экземпляром, а в промежутке между 1871 и 1880 годами тираж журнала колебался от 4 до 5 тысяч, делая «Дело» третьим по популярности журналом после «Отечественных записок» Некрасова и буржуазно-либерестического «Вестника Европы».

Верный обычаям «Русского слова», основные идеи журнал пропагандировал в своих разделах: в беллетристике, которая служила наглядной иллюстрацией к проповеди, в литературной критике и публицистике, в статьях об естественных науках, женской эмансипации, истории, образовании и экономике. Также журнал боролся с пережитками крепостничества, периодически размещая статьи о тяжёлом положении крестьян, боролся с теорией «чистого искусства», выступая за реализм в сочинениях искусства, защищал общество и кустарные промыслы как совместные формы ведения хозяйства.

Периодически между «Записками» и «Делом» вспыхивала старая полемика. Большей степенью это касалось сатиры Салтыкова-Щедрина и творчества Ф.М. Достоевского, И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, Льва Толстого, произведения которых редакция «Дела» не любила и не ценила. Впрочем, в большинстве вопросов журналы были солидарны.