М.Фриш «Homo Faber»

b 200 0 16777215 00 images M.Frish Homo FaberДвадцатый век по праву назвали веком научно-технической революции. Еще в конце 50-х гг. велись жаркие споры между «физиками» и «лириками» о проблемах взаимоотношений точных наук и искусства. Одни полагают, что безупречная научная логика поможет людям искусства обрести ясность взгляда на мир в целом и на душевный мир человека в частности. Другие, в свою очередь, уверены, что душа человека и вся окружающая действительность не укладываются без остатка в стройную логическую схему. Ведь логикой можно предусмотреть десяток случаев, а их куда больше. Таким образом, плодотворным может быть только взаимообогащение искусства наукой, равно как и наоборот.

            Не остался в стороне от вышеназванной проблемы и швейцарский писатель Макс Фриш. На родине он известен не только в качестве литератора, но и как архитектор: так, по его проекту построен бассейн в Цюрихе. Тем не менее, увлеченность художественной литературой в конечном итоге взяла верх над основной профессией.

            Латинское название наиболее значительного произведения Фриша переводится как «человек производящий». Главный персонаж книги – 50-летний инженер Вальтер Фабер, руководитель крупных монтажных работ в странах Латинской Америки. Он ведет кочевую холостяцкую жизнь, вполне доволен собой и делом, которым занимается. В его мировоззрении нет места ничему отвлеченному, он верит только в то, что видит. 

            Так продолжается до судьбоносной встречи с юной девушкой Сабет. Фабер и не подозревает, что влюбился в собственную дочь. Девушка трагически погибает. Ее мать – Ганна, преданная и брошенная Фабером на произвол судьбы 20 лет назад. Оказывается, жизнь прожита зря, он только и делал, что занимался самообманом. Прозрение запоздало – Фабер на пороге операционной и его болезнь (рак желудка) неизлечима. Так живая жизнь в очередной раз заставляет технократию признать поражение.