Эрнст Теодор Амадей Гофман «Эликсир сатаны»

Ernst Teodor Amadey Gofman Eliksir satanyiПожалуй, нет в мире писателя более таинственного, нежели Гофман. Его сказки, предназначенные вовсе не для детей, написаны в настолько психоделичном стиле, что не каждому взрослому суждено их понять, что уж говорить о тех произведениях, которые были рассчитаны в основном для уже «созревшего» читателя…

Судьба у Гофмана, на самом деле, очень интересная. Он поздно пришел в литературу, но успел создать немало произведений, многие из которых, кстати говоря, входят и в школьную классику. Сын юриста, выросший под влиянием дяди-юриста, и, в конце концов, сам ставший юристом,  Гофман всю свою жизнь мечтал о том, чтобы зарабатывать свой хлеб исключительно творчеством. Но увы, это удалось ему только в зрелом возрасте – прежние попытки вели к бедности, долгам и ослаблению и без того хрупкого здоровья.

В то время, на которое пришелся расцвет деятельности писателя,  люди любили читать что-нибудь «страшное». Именно тогда стал популярным так называемый «жанр ужасов», или готический роман.  И именно тогда вышла в свет книга Мэтью Грегори Льюиса «Монах», страшная история о монахе-капуцине, продавшем душу самому дьяволу.

Гофман тоже в свое время был очарован мистикой. Самое странное, что любовь ко всему страшному и необычному ему привил дядя, юрист по образованию, профессия которого, казалось, обязывала к рационалистическому мышлению.

Да, Гоффман был очарован ужасом. Но произведение английского коллеги так его позабавило, что он решил написать свой вариант на тему. И получилось у него более чем не плохо.

Главный герой книги, молодой цистерианский монах, ведет добропорядочный образ жизни. Он и сам не знает, какие страсти бушуют у него внутри, но вот, однажды, он, искушаемый не кем иным, как самим дьяволом, находит хранящийся в монастыре эликсир сатаны и выпивает его. После этого  святоша превращается в самого отъявленного грешника, и, кажется, нет ему спасения…

Примечательно то, что этот  роман Гоффмана, действительно, пугает. И дело тут вовсе не в мрачной атмосфере, которая, конечно, сыграла свою роль. Дело в сути произведения. Падение человека в пропасть – это страшно всегда, во все времена.