«Джен Эйр»

b 200 0 16777215 00 images Dzhen EyrСегодня уже признается данностью, что рождением жанра женского романа любители изящной словесности обязаны сестрам Бронте. Не их вина, что потом жанр трансформировался и опошлился – люди есть люди…

То был один из первых шагов к женской эмансипации: женщина – главная героиня, от ее лица ведется повествование, ее глазами читатель смотрит на окружающий мир. И не беда, что первые публикации еще были под мужскими именами – ничего не происходит сразу и вдруг. Строго говоря, еще небезызвестная Жорж Санд пыталась дать женщинам право голоса, и тоже отчасти преуспела на этом поприще.

«Джейн Эйр» - конечно, наиклассичнейшая вещь. Её сюжетная канва сегодня кажется простой и слегка примитивной: влюбленность, замужество и так кстати полученное наследство.

Многие из нас находятся во власти стереотипов. Вот и при выражении «викторианская Англия» привычно представляются женщины холодные, буквально застегнутые на все пуговицы. Так ли это?

Джейн, конечно, вынуждена быть сдержанной. Влияет и среда, и окружение. Но в ней есть чертовщинка, бунтарский дух, которые задавить никому не удается – ни тетке, ни учителям. Другое дело – влияние сверстницы, Элен Бёрнс. Оно серьезнее и глубже, обращает героиню романа к Богу и вере. Таким образом, неуемный холерический темперамент в ней начинает борьбу с необходимостью смирения и покорности своей женской доле. Сама она далеко не в восторге от подобной раздвоенности. Пытаясь «играть по правилам», Джейн не выдерживает.

Судьбоносная встреча с мистером Рочестером страшит её, вынуждает предпочесть бегство решению всех проблем. Впрочем, Джейн думает, что так спасает себя и своё «я».

Шарлотта Бронте мало что выдумывала: сама она любила мучительно и безнадежно, изливая страсть на страницах новых книг и неотправленных писем.