Венедикт Ерофеев «Москва-Петушки»

Venedikt Erofeev Moskva-PetushkiПостмодернистская псевдоавтобиографическая поэма в прозе «Москва-Петушки» написана Венедиктом Васильевичем Ерофеевым с 1969 по 1970 года и расходилась в самиздате.

Впервые ее опубликовали тиражом 300 экземпляров летом 1973 года в Израиле, затем книга вышла в Париже в 1977 году.

Для русскоязычных читателей книга стала доступной только в период перестройки, когда она сначала напечаталась в укороченном виде в издании «Трезвость и культура», позже в более полном виде в альманахе «Весть», и только в каноническом виде книга впервые вышла в издательстве «Прометей» в 1989 году.

Произведение переведено на многие мировые языки. По его сюжету поставлено более 19 спектаклей.

Сюжет

Интеллектуальный алкоголик, лирический герой по имени Веничка (Веня) Ерохин направляется по железнодорожному маршруту Москва-Петушки к своему ребенку и любовнице. Далее, место где они живут, описывается писателем как нечто утопичное.

С начала поэмы читатель знакомится с Венечкой в неизвестном подвале, где просыпается герой после страшного запоя и неудачной попытки разыскать в Москве Кремль. Он отстранен с поста бригадира монтажников, за введение системы индивидуальных графиков, в котором указывалось количество спиртного, выпитого работниками до и во время рабочего дня. Еле дождавшись открытия магазина, Венечка покупает на оставшиеся деньги спиртного и отправляется на Курский вокзал, где садиться на электричку в Петушки.

В поезде он предается длинным монологам о политике, культуре, философии, истории, алкоголе, беседует с попутчиками, пьет все, что содержит спирт и глотает, то, что хоть как-то пролезает в желудок. Опьянев, герой погружается в мир фантазий и грез, где он становится руководителем революции в Петушином районе.

Ему является во сне фантастическое существо Сфинкс, без рук, без ног, хвоста и головы, которое тем не менее нападает хвостом и головой. Оно задает Венечке загадки, абсурдные с точки зрения логики, но одновременно правильно поставленные с точки зрения математики. Венечка принимает их на свой счет. Сфинкс предупреждает героя, что не пустит его в Петушки, если он не разгадает его загадки.

Оно тащит его в тамбур, где на потном стекле кто-то пальцем нарисовал неприличное слово. По движению поезда Венечка понимает, что едет обратно в Москву – электричка уже побывала в Петушках и возвращается обратно. Уже на вокзале за ним гоняться 4 незнакомцев (по всей вероятности, что они тоже его иллюзия), нагоняют героя в одном из подъездов и всовывают в горло нож (сам автор умер в 1990 году от рака горла).

Художественные особенности книги

Произведение «Москва-Петушки» имеет цикличную структуру. В нем содержится огромное количество прямых и скрытых цитат из мировой и русской литературы, классиков марксизма-ленинизма, газетных советских штампов, библеизмов.